Введите ваш запрос для начала поиска.

В Армению с ребенком? Да!

Автор: Лилия Хакимова

Эту поездку, в отличие от большинства других, мы не планировали заранее. Просто попались недорогие билеты. Хотя о Кавказе  думали давно, но очень абстрактно и в перспективе. И вот именно когда ничего особенного от путешествия не ждёшь, не строишь ожиданий и прекрасных картин в голове, всё получается настолько круто, что даже слова с трудом находятся, чтобы описать.

Прекрасная Армения! Я буду петь тебе оды! И народу, который проживает на твоей земле.

Наш трёхчасовой перелёт прошёл очень хорошо, если не считать того, что Уральские авиалинии ограничивают свои завтраки, обеды и ужины при такой продолжительности рейса обычным сэндвичем. Тимур немного поспал, а потом играл с мальчиком Арсением, который вместе с мамой летел в Армению, чтобы встретиться с папой для дальнейшего автопутешествия в Иран. В аэропорту мы вышли всей компанией и решили, что Наталья и её сын поедут с нами в квартиру, что мы сняли в центре Еревана, чтобы поесть и подождать, пока их папа доберётся от границы с Грузией.

Изначально мы хотели ехать в город на маршрутке, но потом мой муж решил, что мучить такими походными экспериментами мы можем только себя, а вот мучить чужую семью – это слишком. Поэтому гордо предоставили местным таксистам возможность нас обманывать. Вернее  подумали, что выбрали наилучшую цену, но потом нас просветили: "Не переживайте, вас все равно обманули, 500 рублей из аэропорта - это дорого». Если честно, это не так уж и дорого. И здесь таксисты принимают рубли, доллары и евро, а не только драмы (местная валюта).

Квартира оказалась уютной. Немаловажно то, что в ней было холодно, но стоял обогреватель, который нас спасал. Наученная опытом поездок по странам, где в домах в основном нет центрального отопления (а это большинство стран), я опять забыла, что обязательно нужно брать с собой очень теплую домашнюю одежду! И ребёнку тоже.

Мы сходили в магазин, приготовили омлет, покормили уже очень уставших детей, дождались папу Арсения. Когда наши друзья уехали в сторону Ирана, мы поняли, что на крепость Эребуни, как предполагал наш план, сегодня уже не попадём. Поэтому просто пошли гулять и добрались до Каскада.  Это гигантский архитектурный комплес, состоящий из фонтанов, лестниц, скульптур, музеев, расположенных на склоне горы в самом центре города. Здесь можно насладиться современным искусством, а детям побегать по многочисленным ступенькам. Тимур был в восторге от этого места.

Кстати, как только мы вышли на улицу, мне стали задавать самый популярный за все путешествие по Армении, вопрос (шесть раз  - я посчитала!). А сколько вам лет? Этот же вопрос задавали Серёже. И людей почему-то шокировал наш возраст. Они считали, что нам по 16-18 и у нас уже ребёнок. А многие были уверены, что мы братья-сестры, ведь мы тёмненькие, а Тимур светленький.

Очень большим бонусом для путешественников, особенно тех, что с детьми, являются питьевые фонтанчики по всему Еревану (да и по всей стране!). Обычно мы покупаем горы бутылок с водой, таскаемся с ними, переливаем дома из больших бутылок в маленькие, опять покупаем. А тут просто подходишь и пьёшь очень вкусную воду и по-возможности набираешь её в пустую бутылку. Тимур пил только из фонтанчиков. Бутылки для слабаков!

К Эребуни мы поехали на следующий день. Здесь открывается прекрасный вид: на город и Арарат.

Тимур в своем репертуаре. Ему очень нравятся разные лестницы, горы, развалины. В общем, мы пили чай из термоса, который захватили из Москвы, а он продолжал совершать раскопки Эребуни. Сказал, что ему тут понравилось так, что он бы хотел прийти сюда завтра. Кстати, насчет одежды. На дворе апрель. Погода +20. Тепло, иногда ветрено. Но самое главное - мажьтесь солнцезащитным кремом! Я не ожидала такой подставы от Армении, а на деле получилось, что муж и сын обгорели в первый же вечер.

Спустившись с крепости Эребуни мы провели пару часов в парке Вардавар, где Тимур играл на площадке, а потом дошли до метро. Кстати, здесь в метро есть wi-fi только на станциях, а в вагонах его нет. Поэтому когда нам нужно было что-то поискать в интернете, мы спускались в метро.

Потом мы поехали в кафе местной кухни. Называется Our Village (ул. Саят-Новы, 5). Тут очень вкусная еда! Находится ресторан в подвальном помещении напротив Национального театра.

В другие дни мы заходили в Карас, где можно было наесться рублей за 400 на всех. Тимуру пришлась по душе долма и разные варианты хачапури. И в целом армянская кухня божественна! Кстати, в одном из мест для детей устраивают мастер классы по лепке (правда платные). Конечно, о том, что нужно платить, предупреждают только после того, как ребенок с горящими глазами сел и принялся лепить. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что увлеченный чем-то Тимур даже если очень голоден, есть не будет! Поэтому в последующие разы мы просто не поднимались на второй этаж, хотя нас активно зазывали.

В понедельник мы решили отправиться к мемориальному комплексу Цицернакаберд и посетить музей геноцида. Но ступили. Конечно, это же понедельник и выходной! Прогулялись тут немного.

Здесь же нам пришлось столкнуться с некоторыми проблемами. В Армении прямо-таки национальная беда: туалеты! Их либо нет, либо они закрыты. Объяснить я это никак не могу. Когда мы шли от Цицернакаберд пешком в сторону вокзала, чтобы столкнуться с еще одной проблемой (практически полное отсутствие междугороднего общественного транспорта), встретили туалет. Конечно, закрытый. Мужчина, проезжавший рядом на машине, решил помочь и указал нам куда-то в лес, мол, там место есть. Мы как-то не сразу сообразили, что он предлагает нам делать это на природе.

Отдельно хочу рассказать про армянские вокзалы. В них можно снимать фильмы. Эти пустынные здания, застрявшие где-то в СССР, иногда даже вызывают какой-то ужас. Ощущение, что в некоторых уголках этих зданий лет 50 никто не ходил... Машина времени, не иначе.

В Армении нет такого понятия, как расписание общественного транспорта. Потому что все ездят на такси. И к кому бы вы не обратились, вам все равно начнут впаривать такси. Или мобильный номер человека, который за весь транспорт на вокзале отвечает. На мои стенания, что, мол, да как так можно, Сережа всегда говорил: "Это тебе не Европа".

В этот же вечер сходили посмотреть Ереванскую детскую железную дорогу. Пройдя по длинному мрачному туннелю, ведущему от сквера Мисака манушяна, вышли к ущелью река Раздан. Там расположен парк атракционов и станция детской железной дороги. Она, к несчастью, не работала, но составы, оставшиеся ещё со времён СССР, активно готовили к летнему сезону. Тимур провёл поездам настоящую проверку, коей оказался весьма доволен.

На следующий день мы рванули вместе с вещами на озеро Севан. Добирались на маршрутке, которая идет в Дилижан, и просто попросили высадить нас на трассе напротив монастыря Севанаванк.

На Севане холоднее, чем в Ереване, поэтому нужно подобрать одежду, защищающую от ветра. Как я тут - так одеваться не нужно!

Очень красиво! Здесь действительно стоит побывать.

Обратно мы планировали поймать маршрутку до Дилижана, но в итоге к нам стали навязываться таксисты. Отказав им, наверное, раз шесть-восемь, мы встали на трассу ждать общественный транспорт. Вдалеке показалась белая газель, которую мы приняли за маршрутку. Сережа проголосовал, после чего случился наш первый в жизни автостоп.

Добрый мужчина по имени Арсен на этой грузовой газели развозил водку по ресторанам и согласился отвезти нас в Дилижан. По дороге мы разговорились, и новый друг решил нас угостить вкусным обедом в придорожном кафе. У нас был немного шок культурный, если честно (хотя и приятный). Из-за этого дружественного обеда в кафе в Дилижане мы оказались уже к вечеру, поэтому сразу взяли билеты на маршрутку обратно в Ереван. Оставалось около трех часов, чтобы погулять по городку.

У нас были с собой все вещи, поэтому далеко уходить не было смысла. Благо историческая часть Дилижана находится в районе вокзала - там и прогулялись. Я сходила в художественный музей. Рекомендую тем, кто не разбирается в армянской живописи, но очень хочет познакомиться.

Так как со своей прежней квартиры в Ереване мы съехали, пришлось забронировать новое жилье. Нам нужно было переночевать где-то недалеко от железнодорожного вокзала (станция метро Сасунци Давид), чтобы рано утром уехать в Татев. Отель, конечно, на карте был размещен возле метро, а на деле оказался намного дальше - практически у парка Вардавар, куда Тимур так хотел вернуться.

С утра побежали на автостанцию у ж/д вокзала - чтобы успеть на маршрутку на Мегри, которая могла довезти нас до Татева. Но в 8 утра она была уже забита. Нам предложили машину за 10 тысяч драм (примерно 1,5 тысячи рублей с нас+ с нами былит еще пассажиры). Мы согласились. Обещали, что остановят машину в дороге, где мы покормим ребенка. Но в итоге мы не проехали и половины пути, как наша машина сломалась. Сережа с Тимуром ушли в ближайшую деревню искать магазин, пока машину (где-то около часа) чинили в автосервисе.

Дорога в сторону Татева - лучшая трасса в Армении. Но после зимы она представляет собой печальное зрелище. Более того, мы попали на неё до ремонта. В итоге, плелись до Татева больше пяти часов, хотя говорят, что можно за четыре часа доехать. В пути Тимуру и мне закладывало уши. Путешествуя по армянским дорогам, нужно учитывать этот момент. В Татев мы приехали уже очень утомленные. Плюс такси в том, что вас подвозят к конкретному желаемому месту. Нас привезли непосредственно к канатной дороге. Оказалось, что в машине мы ехали с шеф-поваром местного и единственного на канатке очень дорогого ресторана. Но можно и заплатить за один только вид на ущелье Воротан.

На данный момент здесь самая длинная канатная дорога в мире. Ей всего пять лет. В современности с ней в Армении может поспорить только ереванский аэропорт Звартноц. Огромные кабинки на 25 человек, бесшумные двери, аудиоэкскурсия в пути. её правда совсем никто не слушает - все следят за видами из панорамных окон и замирают, когда несущий трос уходит вниз от очередной опоры.

Мы изначально планировали провести тут один день, но остались на два дня. Так что если вы планируете одновневную поездку в Татев, имейте в виду, что с большой вероятностью вам захочется остаться на подольше. Как мы это поняли? Когда перебрались на другую сторону и посетили Татевский монастырь.

Тимур, конечно, не понимает, что такое монастырь. Но ему понравилось лазать везде и бегать. Еще мы с ним спустились в небольшой "подвальчик", а оказалось, что это не подвальчик, а лаз к скальному выступу. Было страшно! Посмотрели с него в ущелье и поняли, что хотим и туда спуститься.

На территории Татевского монастыря есть wi-fi, поэтому мы быстренько забронировали отель "внизу". А после вернулись по канатной дороге на северную станцию,  чтобы спуститься к деревне Алидзор. А так как наше основное правило экономии: везде, где это возможно, ходить пешком, то мы и пошли.

В деревню мы спускались сначала по автомобильной дороге, а потом решили по тропке коров (ну, где коровы ходят, да да!) срезать. На нас очень косо смотрели местные жители. Их очень удивило, что кто-то идет таким путем с ребенком. В деревне мы набрали воду из фонтанчика, поговорили с местными жителями, сходили в магазин и пошли дальше, в сторону нашего отеля. Кстати, в самой деревне тоже есть разные отели, но нам нужно было поближе к ущелью.

Отель наш находился возле старой сигнальной башни Татевского монастыря (мы видели её, когда мы ехали по канатной дороге). Пешком около трёх километров мы прошли сами, а потом нас пободрали французы на белой "Ниве". Да, звучит дико, но так и было!  Когда мы увидели наш отель, мы поняли, почему в деревне все говорили, что мы будем жить в бочках. Потому что это на самом деле бочки, и они стоят на краю обрыва.

Это уникальное место нам очень понравилось. Но если вы любите комфорт и очень привередливы, оно вам не пойдёт. Правда и такого вида вы тоже не получите. И от ущелья ваше жилье будет дальше. Здесь очень приветливый персонал, который накормит вас ужином в любое время суток.  Мы сходили к сигнальной башне-беседке. Это просто улёт! Я поняла, что горы люблю больше, чем море. Я, конечно, никогда не была посреди океана на корабле, чтобы прочувствовать стихию полностью. Но горы! Здесь я поняла, насколько человек бессилен перед природой, насколько мы маленькие по сравнению с ней.

На следующее утро персонал удивил нас бесплатным завтраком. Мы взяли с собой воду, немного перекусить и начали спуск в ущелье. Нашей целью была Татева пустынь, которая расположена гораздо ниже самого монастыря. Туда, в ущелье реки Воротан, вел трехкилометровый подземный ход, который на данный момент завален. Вообще, пустынь основана в XIV веке, но была разрушена многочисленными землетрясениями. На данный момент это не туристический маршрут, поэтому мне было страшно туда с ребёнком идти. Но муж настоял.

Я, конечно, слабо представляла себе, какой путь нам предстоит. Но когда я поняла это - было уже поздно. Мы всё время шли пешком. Те 13 км, что мы прошли за день (туда и обратно) были не обычные 13 км, а по горам, тропкам, спускам, подъёмам. Это было тяжело, но самое удивительное то, что Тимур шел сам! Да, не все время, да Серёжа тащил его на себе часто, но если мы шли по тропкам, а не по асфальту, он спускался и поднимался сам.

Страшно мне стало, когда с основной дороги мы свернули на тропку к пустыни. Со стороны было ощущение, что нам нужно будет пройти по краю скалы. Там и правда очень узкая тропка, где нужно идти предельно аккуратно. Серёжа крепко держал Тимура за руку, а я шла позади. И кричала: "Куда ты нас потащил опять!", но мне было так жаль предыдущих усилий, что я сама понимала, раз мы ввязались в это дело, должны дойти до конца. И мы дошли. Советую ли я вам? Только если ваш ребёнок привык много ходить, только если вам знакомы горные походы и основные правила спуска-подъёма (как моему мужу) и только если вы слегка ку-ку (как все мы в нашей семье!).

В Пустыни живет один человек, по-видимому, отшельник. Мы поздоровались, но он сразу удалился к себе в келью. Нам стало очень неловко, поэтому мы побыли здесь минут 10 и ушли.

Вот так, столько мучений, чтобы сюда дойти, и всего 10 минут... На что Серёжа, автор мудрых мыслей, строго сказал: "На Эвересте, чтоб ты знала, люди проводят те же 10 минут, а тратят на восхождение несколько недель!". Сумасшедшие люди, подумала я, и мы начали путь обратно. Обратно был подъем со дна ущелья, а не спуск, и всё прошло намного лучше.

Вернувшись к дороге, решили набрать воды из источника, бьющего из скалы у Чёртова моста (место, где ущелье Воротан пересекает дорога, связывающая Татевский монастырь с Арменией). Тимур попробоваол и сказал: "Да она же минеральная!" И правда, вода оказалась минеральная. К нам подошел мужчина и сказал, что видел отсюда, как мы лазали по горам с ребёнком (совсем больные!). Мы успокоили его, сказав, что с нами всё отлично. Он оказался сторожем местной "лагуны" меж скал: целая россыпь естественных и облагороженных ванн. В них горная вода нагрвается и можно искупаться. Напомню, на дворе апрель и всего около 20 градусов тепла. А почему бы и нет! Услышав слово "купаться", Тимур ринулся раздеваться. Еле-еле мы его выудили из бассейна после купания.

Дальше предстояла тяжелая дорога обратно. И как назло - практически не было попутных автомобилей. Мы шли долго, пока одна семья и не подвезла нас до отеля, где мы пообедали, собрали вещи и опять пешком двинулись к станции канатной дороги, чтобы уехать оттуда в Ереван. В итоге нас подобрали рабочие и предложили поехать в Горис (ближайший от Татева город). Мы согласились, понадеявшись уехать оттуда в Ереван, но не вышло, ибо поздно. Отбившись от назойливых таксистов, нашли wi-fi и забронировали в городе отель, чтобы утром на карабахской маршрутке уехать в столицу. Отель был, что называется "на одну ночь".

Утром назойливые таксисты объявили нам, что маршрутки ходят только в Карабах, а оттуда не возвращаются: война же! И тут же предложили нам свои услуги. За достоверность информации от горисских таксистов мы не отвечаем. Мы, в итоге, согласились поехать на машине, но по пути в Ереван встретили две маршрутки, едущие в Степанакерт. Если бомбилы правы и по 2-3 маршрутки в день остаются в Карабахе, там скоро будет весь автопарк Армении! Из Гориса в Хорвирап (монастырь близ Еревана, который мы хотели посетить) с нас взяли 8 тысяч драм (1100 рублей). Погода в пути была ужасная: туман и дождь со снегом. И хорошо, что мы провели эти четыре часа в машине.

Здесь, практически на границе с Турцией, самая ближняя точка в Армении, откуда Арарат можно увидеть во всей красе. А монастырь известен тем, что находится над ямой-тюрьмой, где по преданию, около 15 лет содержался Святой Григорий Просветитель до того, как был обращен в христианство. Отважный Тимур спустился туда.

Дальше мы пошли пешком в сторону деревни Покр-Веди, чтобы там сесть на маршрутку до Еревана. Здесь нас подобрал местный житель, имя которого я, к сожалению, не запомнила, и пригласил к себе домой на кофе. Его жена даже сварила Тимуру манную кашу. Конечно, нам было неудобно, но всё это они предлагали нам сами... Рассказав всю историю своей семьи, добрый мужчина в итоге довез нас до города Арташат, где мы и сели на автобус до Еревана. В столице нам опять пришлось искать жильё, уже поближе к аэропорту. И мы выбрали семейный хостел. Впервые в жизни остановились с ребёнком в хостеле. И, кстати, ни разу не пожалели.

Наше последнее жильё в Ереване находилось недалеко от Цицернакаберда. 24 апреля там уже собирались толпы людей и группы школьников. Я все-таки сходила в музей геноцида. Что мы в итоге не посетили? Например, Матернадаран, который известен как научно-исследовательский центр и хранилище древнеармянских рукописей. Но с Тимуром это не вариант, а значит приедем еще, когда подрастет.

Что я могу сказать об Армении?

Я в восторге!  Ни в одном из путешествий я не встречала настолько гостеприимных людей. Все проблемы с инфраструктурой полностью компенсируются отношением к туристам. И еще я никогда не общалась с народом, который ТАК сильно любит  свою культуру, свою историю, свою семью, а главное свою землю. Это чувствуется во всех разговорах. Много людей мы встречали, которые лет 20 прожили в России, в Чехии, Италии, а потом вернулись в свои деревни. Они очень дружные…Теперь я понимаю, почему они объединяются даже если оказываются на чужой земле.  Еще очень удивило меня то, что те, кто плохо говорил по русски, искренне старались говорить. Пусть неправильно, с большим трудом и ошибками, но они говорили, помогали, объясняли. Отсюда действительно уезжаешь с теплыми воспоминаниями.

Чтобы организовать самостоятельное путешествие по Армении, воспользуйтесь нашим Планом поездки!